Menu


ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы в Чеченской Республике

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015г. Государственным заказчиком и координатором программы является Минобрнауки РФ. Ее цель – развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.
Программа определяет следующие задачи: совершенствование условий всестороннего развития русского языка как государственного языка России и как языка межнационального общения народов страны; обеспечение эффективности и доступности системы изучения русского языка; совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку.
Чеченская Республика активно включилась в ее реализацию, став с 2016 года площадкой для обучения учителей и подписав Соглашение о сотрудничестве с ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (РИПК и ППРО), ректором которого является доктор педагогических наук, профессор Сарра Федоровна Хлебунова.

Ростовская область вошла в число субъектов-победителей конкурса на предоставление в 2017-2018 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку реализации мероприятий программы. Их суть в повышении кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка в образовательных организациях страны.
Ростовский институт стал стажировочной площадкой для повышения квалификации учителей русского языка и литературы из Чеченской Республики. Инициативу по реализации программы в части образовательной политики взял на себя Чеченский институт повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО), ректором которого является Ганга Бекхановна Эльмурзаева. В рамках ФЦП «Русский язык» в 2016 году в ЧР прошли курсы повышения квалификации 1132 человека. В 2017 году курсы охватят 1334 педагогов (889 учителей начальных классов и 445 учителей русского языка).
В этом году с учителями русского языка ЧР работает та же команда преподавателей РИПК и ППРО: Ратке Игорь Рудольфович, завкафедрой филологии и искусства, к.ф.н., Павлова Татьяна Ивановна, доцент, к.п.н., Рыбникова Валентина Яковлевна, заслуженный учитель РФ, Андреева Ольга Сергеевна, к.ф.н., Бородина Ольга Сергеевна, к.п.н.

Для учителей начальной школы занятия проводят: Пожидаева Татьяна Федоровна, к.п.н., заведующая кафедрой начального образования, Сундукова Алла Константиновна, декан факультета дошкольного и начального образования, к.психол.н., Злобина Анна Тимофеевна, к.психол.н., доцент кафедры начального образования, Сухоревская Елена Юрьевна, к.пед.н., доцент той же кафедры, Посошенко Елена Викторовна, к.филос.н., доцент кафедры начального образования института, Пономарева Ирина Павловна, к.п.н., методист отдела дошкольного и начального образования, Казакова Раиса Александровна, методист отдела дошкольного и начального образования, Шульгина Валентина Петровна, заслуженный учитель РФ, замдиректора Ростовской гимназии №46, Швагер Виктория Викторовна, к.п.н., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №36» г. Ростова.
Обучение проходит по образовательным программам, включающим дистанционные модули обучения и очные сессии на базе Чеченского института повышения квалификации работников образования. В рамках реализуемых программ повышения квалификации проводятся круглые столы, лекции, мастер-классы лучших учителей Чечни, совместно с преподавателями из Ростова-на-Дону осуществляется взаимовыгодный об-
мен знаниями, умениями, лучшими педагогическими практиками.
На курсах особое внимание обращено на ряд проблем современного состояния русского языка – снижение уровня владения русским языком, ограничение его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов и низкий уровень результатов школьников на ЕГЭ.
Для решения задач программы используются все ресурсы системы повышения квалификации Ростовской области с ее многокомпонентной инфраструктурой и во взаимодействии с учреждениями образования, культуры и общественными организациями.
ЧИПКРО совместно с преподавателями РИПК и ППРО организовали диагностику профессиональных дефицитов педагогов, разработали индивидуальные траектории подготовки и их последующего саморазвития. Педагоги ЧР на сайте Ростовского института могут получать бесплатные консультации по всем интересующим их вопросам.
РИПК и ППРО разработал новое поколение УМК, основу которых составляют: дополнительная профессиональная программа, методические рекомендации по организации учебного процесса, «Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации». В комплект также входят анкеты диагностики, рабочая тетрадь, дневник стажерской практики, презентации и пр.
Модульная программа ДПО включает инвариантную (дистанционное теоретическое обучение – 36 часов) и вариативную части (36 часов практических занятий). Учебная деятельность максимально приближена к реальным практическим задачам. Опыт лучших педагогов Чечни также включен в содержание курсов.
Практическим результатом повышения квалификации в ЧР стало: освоение современных технологий обучения русскому языку; овладение культурой системного проектирования образовательной деятельности и определения средств их достижения на основе требований ФГОС; готовность к осуществлению проектной работы.
Самыми актуальными вопросами стали проблемы эффективного обучения русскому языку в многонациональных регионах, лучшие практики обучения, нашедшие отражение в сборниках «Межрегиональный опыт обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде».
Важное место занимает опыт работы с билингвами и овладение педагогами методиками обучения чтению таких детей. Лучшие педагогические практики и модели доступны на сайте РИПК и ППРО –
www.roipkpro.ru и на сайте ЧИПКРО – www.govzalla.ru.
По словам ректора РИПК и ППРО Сарры Хлебуновой, можно отметить следующие результаты совместной работы с Чеченской Республикой: найдены конкретные социально-педагогические механизмы достижения высокого уровня общественной активности при обсуждении мероприятий и объективности оценок; созданы дополнительные организационно-методические условия для внедрения нормативных тре-
бований ФГОС по русскому языку и литературе в поликультурной образовательной среде; повышен уровень проективной культуры педагогов; разработаны условия, обеспечивающие персонификацию и непрерывность процесса повышения квалификации и профессионального развития педагога; разработан и эффективно используется методический пакет с передовыми практиками обучения русскому языку в поликультурном образовательном пространстве.
Анализ результативности сотрудничества Ростовской области и Чеченской Республики говорит об актуальности и инновационном характере реализуемых мероприятий. Распространение новых подходов, моделей в массовой управленческой и педагогической практике может служить основой для достижения высоких образовательных результатов чеченских педагогов.

Отзывы учителей
Липа Орцухаева, Наурская СОШ №3: С каждой новой лекцией становилось все интереснее и интереснее. Все было преподнесено на очень доступном языке, слушать было не в тягость, а даже наоборот.
Самет Махмаева, Кошкельдинская СОШ им.А.Сумбулатова: Наши коллеги так хорошо смогли организовать занятия, что каждый из нас смог принять участие в диалоге.
Лейла Магамгазиева, Алпатовская СОШ: Знающие специалисты, у которых каждый день и на каждой лекции познаешь столько нового, столько открываешь для себя. Педагоги, у которых учишься, учишься и учишься. Мы очень благодарны им за тот огромный объем знаний, который они нам дали.
Элина Шовхалова, Ишхой-Юртовская СШ: Спасибо ЧИПКРО и Ростовскому институту повышения квалификации за то, что дали нам возможность познакомиться с опытными учителями, с учителями-практиками. Все-таки эти инновационные приемы и методы для нас еще непривычны, мы боимся их, а они очень легко и в доступной форме показали, как по ним работать. Спасибо им большое за это!
Кемиса Мидаева, Цоци-Юртовская СОШ №3: Благодарю ростовских педагогов за то, что дали мне веру в себя. И каждый раз, приезжая на эти курсы, мы убеждаемся, что нам есть чему учиться и чему научить детей. Иногда мы боимся работать по ФГОС, но некоторые элементы мы применяем, а эти курсы нам помогли понять, что мы знаем и можем. Спасибо им за это!

Материал подготовил
Ислам МАГОМАДОВ